Следует наполнить истинным смыслом некоторые педагогические понятия (читаем далее)

Доклад подготовил: священник Виктор Мельников.

Выступление на заседании методического объединения по ОПК

при Усть-Донецком районо.

Участники:

директора, завучи средних школ Усть-Донецкого района

7 декабря 2007 г.

 

Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, 

когда основанием ему служит вера.

(Святитель Филарет Московский)

Нерадение о детях есть величайший из всех грехов,

и в нем – крайняя степень нечестия.

(Святитель Феофан Вышинский)

Следует наполнить истинным смыслом педагогические понятия

Для примера приведу несколько понятий, наи­более часто употребляемых в педагогическом дискурсе.

Странный и разнообразный смысл вкладывает­ся зачастую в понятие «духовность». Потеря ис­тинного смысла этого понятия проявляется в прак­тическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственной школе. Традици­онно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути стяжания Божественной благодати, которая вдохновляет человека, не существует.

Духовное воспитание — это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школь­ной жизни должны служить этой цели.

Духовное воспитание служит воспитанию це­ломудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Тема духовного воспитания должна проводить­ся на всех уроках.

Предметы, которые несут другие ценности и раз­рушают основы духовного воспитания,  при­знаются растлевающими внутренний мир ребенка.

Особому поруганию в секуляризованном мире подвергаются понятия «смирение» и «послуша­ние» . Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении чело­века и его греховной природы от всяческих огра­ничений не вмещают православного взгляда на сво­боду как независимость от греха, страстей и смерти. С православной точки зрения смирение и послу­шание — добродетели, характеризующие свобод­ную личность.

Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть способен отличить добро от зла. Для этого необходимо иметь критерии различия. В православ­ном мировоззрении все, что богоугодно, — добро. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться.

Послушание — одна из основных добродетелей, без которой все в семейной, социальной и государ­ственной жизни разрушается.

Если глава семьи, муж, не слушает Бога, не живет по Его законам, если жена не почитает и не слушает мужа — два непослушных человека не мо­гут вырастить послушное чадо. В этом кроется при­чина разрушения семей и непослушания детей.

Вырастая, непослушные дети превращаются в непослушных граждан. Они не способны почитать авторитет власти и мудрость закона. Непослушные граждане, преступая закон и вступая в конф­ликт с властью, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство.

Непослушные молодые люди, попадая в армию, не способны выполнять приказы командиров. Под угрозой становится жизнеспособность армии, а значит, безопасность государства.

Следующим наиболее часто встречающимся по­нятием является «патриотизм». Чаще всего под патриотизмом понимают только любовь к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать ее до последней капли крови, в решимости в случае необходимости отдать за нее жизнь.

В патриотическое воспитание входит воспи­тание героической личности, способной на под­виги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, ее герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытани­ях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего веч­ной жизнью.

Истинное патриотическое воспитание становит­ся невозможным при внедрении в сознание совре­менного человека западного представления о том, что «жизнь — высшая ценность». К сожалению, эти представления становятся слишком распрост­раненными, на них воспитываются будущие по­тенциальные предатели Отечества, любой ценой спасающие свои жизни.

Наступило время, когда необходимо прекратить насмехаться над собственной историей. Содержа­ние гуманитарных предметов должно быть приве­дено в соответствие с задачами патриотического воспитания.

 

Нравственность принято понимать как совокуп­ность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципа­ми определенного мировоззрения. Для нас важно то, что человек, возлагая на себя обязанность жить по нрав­ственным законам, принятым в обществе на основе согласия общественного и личного миропонимания, совершает этот свободный акт не как религиозный, а как социальный. Другими словами, нравствен­ным может быть и нерелигиозный человек. Нрав­ственные законы регламентируют поведение чело­века только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет.

 

РОССИЯ – Многонациональное государство?

 

Понятия «многонациональное госу­дарство» в Конституции РФ нет. Нам почему-то с экранов телевизоров высокие чиновники и поли­тики без конца говорят: «Мы живем в многона­циональной и многоконфессиональной стране», — и мы в это поверили. На самом деле мы просто живем в государстве, где есть много разных на­циональностей. Назовите хоть одно государство мира, где нет различных национальностей, хоть один город назовите, где нет разных националь­ностей! Но понятие «многонациональное государ­ство» — это юридическая формула государст­венного устройства. Таких государств в мире — единицы, и существуют они в основном на кон­федеративной основе.

Надо сказать, что есть нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно кото­рым государство классифицируется как мононацио­нальное. Так, государство считается мононацио­нальным, если удельный вес одной нации состав­ляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире — Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 116 миллионов человек, т.е. 80 % — это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Пра­вославию. Поэтому по всем международным стандартам мы — мононациональное и монокон­фессиональное государство.

Из-за непонимания этого возникают серьезные проблемы в системе образования. В системе образования мы должны говорить не о национальностях, а о культуре России — культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спра­шивают, почему нам необходимо изучать право­славную культуру, следует отвечать, что православ­ная культура — это не культура одной националь­ности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура — это знак нашей цивили­зации, основа единения народов России.

В преамбуле Закона «О свободе совести и рели­гиозных объединениях» мы читаем: «Федераль­ное Собрание Российской Федерации... призна­ет особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и куль­туры». То есть российское законодательство при­знает только Православие и его роль в становле­нии и развитии духовности и культуры России. Поэтому мы говорим о том, что православную культуру должны изучать на всей территории России.

В жизни Церкви нет «ни эллина, ни иудея» (Колос. 3, 11), есть только православный человек. В жизни России тоже не должно быть «ни эллина, ни иудея», а должны быть граждане России. По­этому система образования должна быть едина для всех. Все школы нашей России должны быть шко­лами русской культуры. Это должна быть не шко­ла для русских, а школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России.

Отказываясь вводить православную культуру в нашу систему образования, тем самым раскультуривают не только русский народ, этим раскультуривают все народы, живущие в нашей стране.

Наш образовательный стандарт состоит из трех частей. Первая часть — это федеральный компонент. Он управля­ется Министерством образования и обязателен для изучения на всей территории России, составляет 75 % от общего количества учебных часов. 15 % отдано региональному компоненту. Вот губерна­тор решил, например, своим указом ввести во всем регионе православную культуру в школе, он име­ет на это право по Закону «Об образовании», и ни министр, ни даже Президент не могут ему запре­тить.

10 % дается школе. Если директор, родите­ли, учителя решили ввести православную культуру в школе, то по Закону имеют на это полное право.

По России сейчас тысячи школ ввели предмет «Основы православной культуры». Но когда стали проверять, как ведут этот предмет, кто его преподает, то ужасну­лись. Под видом православной культуры в некоторых школах преподают оккультные, сектан­тские курсы.

По Закону православная культура вводится по жела­нию самих людей: родителей, учителей. И это—не факультативный курс, это не курс за предела­ми программы. Это обязательный курс региональ­ного или школьного компонента государственного стандарта.

Надо сказать, что Закон «О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании» не про­сто рекомендует — он требует от руководства выс­ших учебных заведений идти по пути нравствен­ного развития студентов. Послушайте, что в статье 8, в пункте 2.1, написано: «Основными задачами высшего учебного заведения являются удовлетворение потребностей личности в интеллек­туальном, культурном и нравственном развитии...». Про интеллектуальное развитие говорят все, про культурное — почти все, про нравственное же по­чти все молчат. Читаем дальше об основных зада­чах вуза - пункт 2.2: «Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности...». Далее, пункт 2.5: «Сохранение и приумножение нравственных, культурных и на­учных ценностей общества». То есть на первых местах стоит сохранение и приумножение нрав­ственных и культурных, на третьем месте — науч­ных ценностей общества.

А вот что говорит статья из Конституции России. Это статья 44, пункт 3: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия...». Обязан заботиться о сохранении! Что значит «заботиться»?

Значит, знать, беречь, передавать это наследие. Таково требование Конституции к каждому граж­данину России. Но как я могу хранить то, чего не знаю? Когда говорят, что нельзя изучать нашу тра­диционную православную культуру, то можно рас­сматривать это как антиконституционный акт.

С точки зрения нашего государства православ­ная традиция задавала уровень культурным тра­дициям всех национальностей, живущих на тер­ритории России. Русская православная культура позволяла малым народностям стать феноменом мировой культуры. Когда исчезает общая тради­ция, традиция государства, а она всегда являлась православной, русской традицией, естественно раз­рушаются и национальные традиции. Это очень печально. Если мы пойдем по этому пути, то ни­когда национальные культуры народов России не станут уже феноменом нашей общей культуры. Мы никогда уже не услышим ничего, подобного произ­ведениям Расула Гамзатова, Чингиза Айтматова, Олжаса Сулейменова, потому что кто бы их знал, если бы их сочинения не издавались на русском языке? Мы потеряем весь уровень общей многона­циональной культуры.

Падает русская культура — падают и все осталь­ные. Только возвращаясь в лоно Православия, в лоно Церкви, опять скажем, что у нас нет «ни эл­лина, ни иудея» — у нас есть общая культура и общая судьба.

По материалам книги «Православная школа» игумена Георгия Шестуна.


Назад к списку